Комедия масок или дель арте в принципе означает истинное искусство. Его истоки вы найдете еще в Римской империи. Сложившиеся традиции – безусловная дань времени и неуемной фантазии простого демоса, а в средние века появился Венецианский карнавал, который, выражаясь языком современности, всегда в тренде. Вот уж действительно искрящееся празднество, когда все и вся перемешивается: лиц не видно, один маски, которые скрывают и статус, и пол, и возраст. К концу XVI веке на юге Италии сформировалась и профессия изготовителя масок. Эмоциональным итальянцам стоит действительно гордиться своими персонажами-масками, ведь из поколения в поколение передавалось непревзойденное мастерство уличных актеров. Когда сформировался уникальный народный театр или комедия масок, в которой все держалось на импровизации, существовал и сценарий, и сюжет, и вообще все атрибуты театра. Но… Комедия масок – театр особый, и его актеры – тоже. Многие, надевая на себя в ранней молодости маску Ковьелло, Тартальи, Панталоне или Пульчинеллы, так и оставались в своих образах до самой старости. Как говорится, не выходили из образа.
Итак, комедия масок…
… Все очень просто. Как наш неподражаемый и всегда узнаваемый Миша Ленн мог пройти мимо Commedia dell’arte, тем более что следующий год в России объявлен Годом Театра. Не мог. Не прошел. Он придумал, то есть создал новую коллекцию и открыл персональную выставку в Галерее современного искусства фарфора Императорского Фарфорового завода в Москве.
Перечислять все награды и титулы Миши Ленна как-то даже неудобно по двум причинам. Первая – их, наград и титулов, очень много. Вторая – он сам к ним относится, на мой взгляд, с легкой иронией (впрочем, может, я ошибаюсь – и путь он тогда меня простит!).
Итак, новая коллекция, новая серия, посвященная комедии масок: легкие, почти невесомые и в то же время весьма, поверьте, «плотные» герои бродячего некогда театра, романтичные и смешные, способные на мгновенную выдумку, пластичные, хитрые и бесхитростные, ловкие – всякие. Мы не видим их лиц – они в масках, но они «говорят» – жестами и движением, «говорят» даже их костюмы, они танцуют и играют, они веселятся. Их жизнь на фарфоре – это красочное мгновение, застывшие секунды иронии и смеха, это поза, жест, музыка, - одним словом – игра…
И весь вечер в галерее можно было слушать прекрасный флейтовый оркестр Гнесинцев. И торт тоже был, кусочек которого первым отведал Миша.
И этакой сплоченной группой «ходил» настоящий бродячий театр, забавляя нас, зрителей, своей игрой и играя «в терцию» с блестящими импровизациями Миши Ленна на изделиях всемирно известного Императорского фарфорового завода.
А почему бы следующую серию не посвятить вину и виноградной лозе? Избито? Как сказать…
Галина Мумрикова